Финансовая служба НИУ ВШЭ
поздравляет
с наступающим Новым годом!

Уважаемые коллеги!

Коллектив финансовой службы НИУ ВШЭ поздравляет вас с наступающим Новым годом! Пусть грядущий 2024 год будет наполнен множеством приятных и незабываемых событий и добрых новостей. Желаем, чтобы работа приносила не только стабильный финансовый результат, но и вдохновение, самореализацию и уверенность в завтрашнем дне. Пусть рядом всегда будут родные и близкие люди. Счастья и благополучия!

Приоритеты финансовой политики
НИУ ВШЭ в 2024 году
  • Развитие коммерческого

    потенциала

  • Повышение

    эффективности расходов

  • Расширение финансовой устойчивости

Сможет ли Вышка создавать свои коммерческие программные продукты, чем занимается созданный недавно Центр программных разработок и цифровых сервисов и зачем проводится хакатон по технологиям роботизации бизнеса — обо всем этом в интервью «Вышке для своих» рассказал старший директор по финансовым технологиям Леонид Новиков.
В Едином личном кабинете (ЕЛК) представлены «Сервисы финансового блока» для подразделений, сотрудников, материально ответственных лиц и студентов.
Начальник отдела бизнес-аналитики Финансовой дирекции НИУ ВШЭ Юрий Неретин рассказывает, как работают финансовые аналитики и как с их помощью происходит управление денежными средствами.
Высшая школа экономики расширяет сотрудничество с международным ИТ-интегратором «Первый Бит» и разработчиком программного обеспечения PIX Robotics в области внедрения программных роботов.
Оформить зарплатную карту Сбербанк и ВТБ теперь можно онлайн. Карты с дизайном Вышки выдаются бесплатно и предоставляют нашим сотрудникам дополнительные возможности.
В НИУ ВШЭ многие работники заняты по совместительству, и часто возникают вопросы, как рассчитать оплату сотруднику, занятому на нескольких работах, если он отправляется в командировку.
Важное объявление
График выплаты зарплаты с декабря 2023-го по февраль 2024 года: зарплата в январе — не больше 29%!
25 января 2024 года сотрудники получат зарплату за первую половину января 2024 года, 9 февраля — зарплату за вторую половину месяца. Зарплата за первую половину января выплачивается за отработанные дни с 1-го по 15-е число. Так как рабочих дней в январе мало, при пятидневной рабочей неделе заработная плата за первую половину месяца составит 29% — за 5 из 17 рабочих дней (при отсутствии отпуска и больничного, иных отсутствий).

График выплаты зарплаты за декабрь 2023 года и январь-февраль 2024 года указан в карточках, которые подготовили сотрудники Финансовой дирекции НИУ ВШЭ.
Интервью
«Рутинную работу должен взять на себя робот»
Сможет ли Вышка создавать свои коммерческие программные продукты, чем занимается созданный недавно Центр программных разработок и цифровых сервисов и зачем проводится хакатон по технологиям роботизации бизнеса — обо всем этом в интервью «Вышке для своих» рассказал старший директор по финансовым технологиям Леонид Новиков.
Читать интервью
— Леонид Владимирович, год назад, когда вы только пришли в НИУ ВШЭ, мы точно так же приходили к вам брать интервью. Расскажите, пожалуйста, что произошло за этот год, что изменилось?

— Когда я год назад пришел в финансовую службу, у нас было огромное желание повысить эффективность и качество работы подразделения, но требовалось более четко сформулировать задачи и решить проблему с ресурсами. Несмотря на то что Вышка готовит для ИТ-рынка большое количество ценных специалистов на базе факультета компьютерных наук и Московского института электроники и математики, за которыми буквально выстраивается очередь, мы проигрываем конкуренцию за кадры крупным технологическим компаниям. Возникла идея привлечь к нашей работе студентов и выпускников МИЭМ, которые и так в той или иной мере занимаются заказной разработкой. В программе развития МИЭМ было заявлено создание Центра программных разработок и цифровых сервисов. Мы присоединились к этой инициативе, и данное решение было поддержано ректором, после чего команда центра подключилась к реализации наших цифровых проектов. На первом этапе мы делаем проекты для внутреннего пользования Вышки, а в дальнейшем хотели бы предлагать их и другим вузам.

Также были сформулированы стратегические цели финансовой службы, для достижения которых должны реализоваться проекты развития:
  • обеспечение необходимого уровня безопасности финансовых операций;
  • повышение финансовой устойчивости университета;
  • обеспечение качественной оперативной, глубинной финансово-экономической аналитической информацией для принятия управленческих решений;
  • повышение собственной операционной эффективности;
  • развитие клиентоориентированного взаимодействия с потребителями финансовых сервисов.
— Как вы считаете, другим вузам будут интересны такие решения?

— Большинство топовых вузов записывают себе в программу развития, что они смогут продавать собственные продукты другим вузам. Уже есть несколько отдельных попыток претворить это в жизнь, но это все единичные истории. ВШЭ принимает участие в различных конференциях, где мы в том числе рассказываем о своих проектах. К нам часто подходят после доклада и спрашивают про возможность заказать наши продукты. Например, нашими разработками интересовались коллеги из Сколтеха и Ассоциации ведущих университетов.
Если подводить промежуточные итоги, то мы считаем старт работы центра успешным. Он оперативно подключился к реализации ряда наших центральных проектов и уже продемонстрировал первые результаты. В перспективе мы видим его развитие в предложении услуг для других подразделений вуза и выходе на внешний рынок.
При этом если говорить о потенциальной возможности продавать свои продукты, то мы выбрали свою собственную нишу — доработку решений с открытым исходным кодом. Когда многие иностранные бренды ушли из России, освободившуюся нишу стали занимать российские и опенсорсные решения. Но любые такие продукты требуют доработки, и мы в ВШЭ этим успешно занимаемся.

В ближайшее время мы хотим проверить теорию практикой, убедиться, что доработанные собственными силами приложения в принципе можно продавать на рынке образования, что они будут востребованы.

Мы четко осознаем, что не создадим такой продукт, который позволит рядом с Вышкой выстроить технологический гигант. Мы создаем продукт, который закрывает наши потребности и может закрыть также и чужие. Если таким образом удастся вернуть хотя бы часть затрат на разработку, то, значит, для Вышки создание продуктов будет дешевле.

— Чем сейчас занимается Центр программных разработок и цифровых сервисов?

— Если брать крупные направления, то одно из наиболее интересных — это создание аналитической системы дашбордов (информационные панели, которые отображают данные в понятном виде. — Ред.). При взаимодействии с руководителями факультетов и крупных подразделений, а также их заместителями, отвечающими за финансы, выяснилось, что у них есть запрос на контроль текущих лимитов и прогнозы по их использованию до конца года. Планирование проводилось в программе Excel, а данные из финансово-аналитической системы были достаточно сложными в интерпретации. Хватает ли денег на текущие расходы, будут ли выполнены конкретные KPI, успевают ли подразделения сделать нужные закупки — все планирование осуществлялось с высокой степенью допущения. Поэтому мы предложили собрать эти данные в единые дашборды. Первую версию дашборда проверили на данных МИЭМ, сейчас запущена апробация на ФКН и ФКИ.

Также в рамках стратегической цели «обеспечение качественной оперативной, глубинной финансово-экономической аналитической информацией для принятия управленческих решений» мы занимаемся разработкой дашборда управления университетом. У руководящего состава ВШЭ также есть свои КПЭ и требования к выполненной работе. У Вышки запрашивают порядка 360 показателей в составе различных отчетов, и через них также оценивается работа университета и ректора. 130 из них мы выделили как ключевые, по которым сейчас осуществляется разработка. Визуализация текущего состояния процессов позволит существенно повысить их управляемость и эффективность работы.

— Какие еще есть проекты у центра?

— Еще одно важное направление работы центра — это создание системы управления задачами и поручениями. Не все задачи, которые решаются нашими сотрудниками, есть в системе электронного документооборота (СЭД). Помимо официальной переписки, есть бумажные протоколы, задачи, которые ставятся в электронной почте, есть устные поручения, поручения, которые получаются в мессенджерах, и т.д. На данный момент тяжело контролировать сроки и качество их исполнения, так же как и в целом определить общую нагрузку на сотрудника. Какие-то задачи работника находят отражение в СЭД, но когда начинаешь разбираться, можно ли ему поручить еще что-то, то оказывается, что он занят выполнением большого количества других задач, но только они не отображаются в системе. Наша задача была понять, что делает каждый сотрудник.

Приведу конкретный пример. Когда человек просто отвечает на вопрос, то это можно не вносить в систему. Если же он тратит время, например готовит письмо, то мы хотим, чтобы это отражалось в системе. Это позволит контролировать сроки исполнения поручений. Для данной задачи мы выбрали российский сервис для управления бизнесом «Битрикс24» и сейчас занимаемся настройкой этой системы под наши нужды. Мы хотим в ней собрать все задачи финансовой службы, в том числе и те, что не отображаются в СЭД, и получать отчеты об их исполнении.

Еще одно направление нашей работы — это RPA (Robotic process automation), или автоматизация процессов с использованием роботов. Это программы, которые имитируют деятельность людей, позволяя решать целый ряд типовых задач. Например, если человек регулярно куда-то заходит, открывает одну таблицу и копирует, а в другую вставляет данные или распечатывает из почты документ, то все эти типовые операции можно оцифровать. Это средство малой цифровизации. Робот может заходить как сотрудник в СЭД и доставать нужные данные, попутно решая другие задачи. Например, это распознавание рукописного и печатного текста с использованием искусственного интеллекта.

У нас в бухгалтерии большое количество первичных финансовых документов: акты, счета, счета-фактуры и так далее. Все документы требуют тщательной проверки — например, чтобы договор и акт были идентичны. Сейчас бухгалтеры все это делают вручную. И в данном случае есть два варианта решения проблемы. Первый — ввести полноценный электронный документооборот с контрагентами. Но фактически договориться со всеми поставщиками, чтобы, помимо бумажного документа, они присылали файлы в нужном формате, пока не получается. Но можно сделать так, чтобы всю эту рутинную работу взял на себя робот и переносил данные в нашу систему.

— В сентябре Финансовая дирекция анонсировала запуск чат-бота. Не могли бы вы рассказать, что это за проект?

— Действительно, у нас есть направление создания чат-ботов. На сайте финансовой службы этот сервис предназначен для студентов и сотрудников НИУ ВШЭ. Он позволяет получать мгновенные ответы на вопросы финансового характера. Чат-бот подскажет, в частности, где посмотреть сформированный расчетный листок и методику расчета НДФЛ, есть ли свободные ставки в подразделении, как получить справки о стипендиях и зарплатах. Пока что он может ответить на ограниченное количество вопросов, но со временем его база знаний будет расширяться. Очень важно, что наш чат-бот обучаемый, каждый подобранный им ответ на запрос облегчит процесс поиска в дальнейшем. То есть наша система учится на запросах и каждый следующий раз подбирает ответы точнее.

На создание чат-бота уже есть запрос от Управления делами, также данным направлением интересуются ряд других подразделений.

— Это все основные текущие проекты?

— Нет, проектов достаточно много. Так, центр занимается оценкой различных гипотез и их тестированием. Приведу пример. У финансовой службы в связи с появлением ФЗ-61 существует потребность в переходе на электронный документооборот по командировкам. На рынке есть несколько компаний, которые предлагают такие решения. Центр тестировал их и готовил рекомендации по тому решению, которое рациональнее закупить.

Еще один наш проект — это создание системы для проведения конференций. В ходе пандемии МИЭМ разработал для себя сервис видеосвязи, который мы в итоге успешно тиражировали. Теперь для проведения видеоконференций в удаленном режиме можно использовать собственный сервис по адресу meet.miem.hse.ru.

Еще одно направление работы центра — это разработка совместно с МИЭМ образовательных курсов ДПО. С одной стороны, у нас есть реальная потребность повышать квалификацию сотрудников по цифровым направлениям, с другой — мы также хотели бы в перспективе продавать разработанные образовательные курсы для финансистов, где бы, в частности, затрагивались вопросы бюджетного учета, работы с госзаданием и бюджетными заявками.

— Команды, которые задействованы в реализации проектов, состоят исключительно из студентов? Как они себя проявили?

— В каждой команде, кроме студентов и выпускников Вышки, есть преподаватель или научный сотрудник. Что касается в целом сотрудников центра, то могу сказать одно: они все креативные и мотивированные. Им всем интересно отвечать на вызовы и решать сверхзадачи. Могу сказать, что двух студентов, которые работали с нами по одному из проектов, мы взяли на позиции стажеров в финансовую службу, в наш блок развития. Это позволяет решать наши задачи в условиях ограниченных ресурсов и сильного перегрева на ИТ-рынке.

Как эффект от создания центра оценивает руководство МИЭМ

Е.А. Крук, директор Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова: «Любой университет в наше время должен думать о дополнительных источниках финансирования. Поиск таких источников — важная и сложная задача. Но повышение эффективности функционирования университета не менее важно, ведь, ускоряя бизнес-процессы, вы, в сущности, тоже увеличиваете объем доступных ресурсов за счет снижения издержек».

А.В. Сергеев, директор Центра программных разработок и цифровых сервисов: «Для меня очень важно, когда работа имеет осязаемые результаты и несет ценность для университета — его сотрудников, студентов, партнеров. Поэтому я благодарен финансовой службе, оценившей потенциал МИЭМ в части практических разработок, и уверен, что наше сотрудничество будет развиваться на благо Вышки».

— На этой неделе в Вышке завершился хакатон среди студентов по RPA. Расскажите, пожалуйста, зачем вы решили его провести?

— В МИЭМ студенты учатся информационной безопасности, сетям, шифрованию, связи и так далее. Собственного направления работы с роботами нет, и, более того, большинство студентов не знают, что это такое. Для популяризации этого направления мы провели хакатон по технологии RPA. В рамках него мы решали задачи, которые позволяют студентам понять, что это за технология, а тех, кто заинтересуется, мы обучим и привлечем к нашей работе.

Кстати, в ходе подготовки хакатона мы заметили очень интересную вещь: те хакатоны, которые до этого проводились в МИЭМ, были довольно индивидуальными. То есть каждый студент проявлял себя в чем-то сам, и интерес к ним был огромным. Что касается нашего хакатона, где подразумевалась командная работа, то первоначально к нему не было большого интереса. Мы начали разбираться, с чем это связано. Как объяснили сами студенты, после пандемии людям стало сложнее объединяться в стихийные команды. Если студенты учатся по одной специальности на одной кафедре, допустим по информационной безопасности, то, когда нужно принять участие в мероприятии по этому направлению, они еще могут объединиться и договориться. Когда же это совершенно новая область, то им тяжелее собраться командой.

— Это не последний такого рода хакатон, который проводится в Вышке?

— Это первый наш хакатон, и мы хотели бы, чтобы такие мероприятия по аналогии с Апрельской конференцией ВШЭ проводились регулярно в рамках Technoforge. Задача-минимум — это раз в год, задача-максимум — раз в квартал, либо по мере необходимости показывать студентам новые технологии, с которыми они еще не сталкивались и которые используются у нас. Так, мы хотели бы в рамках технофорума сделать хакатон по чат-ботам или по биосистемам. Следующий хакатон можно провести весной.

— Есть ли еще какие-то проекты, в которых могут принять участие студенты?

— У нас есть направление проектной деятельности, когда учащиеся решают проектные задачи в ходе выполнения курсовых или выпускных работ. Сейчас, например, мы вместе со студентами Школы финансов пробуем разработать критерии и методику оценки цифровых проектов.

Также мы активно взаимодействуем со Школой дизайна. Пространство определяет восприятие, и студенты могут сделать такую финансовую приемную, которая позволит упорядочить все процессы.

— Какие у вас планы развития проектов?

— Планы развития, повторюсь, — это поддерживать и углублять то, что мы уже сделали. Дальше — коммерциализация этих проектов. Подчеркну еще раз: на данный момент у нас нет цели сделать все проекты сразу коммерчески эффективными. Самое главное — создать интересный продукт и попробовать компенсировать часть затрат.

Мы считаем очень важным действовать в русле общей повестки происходящих в России изменений. Не так давно нацпроект «Цифровая экономика» трансформировался в нацпроект «Экономика данных», что коррелируется с тезисом «умное управление финансами на основе данных», который еще год назад был выбран стратегической целью финансовой службы. А наши проекты, такие как, например, дашборды, позволяют эти данные собирать и визуализировать.

Также хочу отметить, что один из крупных блоков проекта «Экономика данных» — это квантовые технологии, и МИЭМ активно ими занимается. В частности, успешно реализует совместный проект с РЖД, и я считаю, что есть все предпосылки того, что это направление в Вышке будет динамично развиваться.

— Как планы развития финансовой службы коррелируются с общеуниверситетскими?

— Мы фактически не отделяем одно от другого. Финансы — лишь один из способов взглянуть на процессы, протекающие в университете, в целом. Наша задача — сделать это направление максимально эффективным, прозрачным и удобным, что позволит Вышке продолжить свое успешное развитие. Финансовая служба является составной частью системы административного обеспечения НИУ ВШЭ, которая, в свою очередь, нацелена на обеспечение функционирования основных направлений деятельности университета, приносящих нам доход.
Проекты Финдирекции НИУ ВШЭ
40 финансовых сервисов для сотрудников, студентов, подразделений доступны в Едином личном кабинете Вышки
В Едином личном кабинете (ЕЛК) представлены «Сервисы финансового блока» для подразделений, сотрудников, материально ответственных лиц и студентов. В течение 2023 года сотрудниками финансовой службы удалось подключить 40 сервисов. Есть цифровые сервисы, очные и гибридные, когда клиент получает бумажный результат электронного запроса.
Сервисы для подразделений
Самый востребованный финансовый сервис — передача оригиналов первичных документов на оплату, в лидерах — возврат и перенос денежных средств, отчет о штатной расстановке подразделения и консультации по экономическим вопросам. В эту категорию входят также такие сервисы, как отчет о движении денежных средств, взаимозачет средств (оплата оказанных услуг одним подразделением другому), создание финансовых аналитик и еще более 20 услуг.

Сервисы для сотрудников и студентов
Здесь лидируют расчетный листок, компенсация расходов на командировку и выдача справок как для сотрудников, так и для студентов. Теперь понятно, как получить зарплатную или стипендиальную банковскую карту, пособие по социальному страхованию, подписать обходной лист в бухгалтерии.

Добро пожаловать в сервисы Вышки!
Проекты Финдирекции НИУ ВШЭ
НИУ ВШЭ и «Первый Бит» автоматизируют ручные процессы с помощью роботов PIX RPA
Высшая школа экономики расширяет сотрудничество с международным ИТ-интегратором «Первый Бит» и разработчиком программного обеспечения PIX Robotics в области внедрения программных роботов. Главная цель сотрудничества — автоматизация ручных операций в работе вуза. Кроме того, университет планирует обучать студентов использованию продуктов PIX Robotics.
В рамках сотрудничества с «Первым Битом» и PIX Robotics Высшая школа экономики будет использовать программных роботов для автоматизации рутинных процессов. В качестве первого проекта для роботизации была выбрана задача для отслеживания транзакций из 1С по нескольким направлениям. В результате пользователи получают готовые отчеты со списком транзакций без необходимости собирать их вручную. Были проведены деловые встречи и бизнес-игры, на которых ИТ-специалисты познакомили сотрудников университета с принципами работы и преимуществами платформы PIX RPA, особенностями выбора процессов для роботизации и оценки ее эффективности.

Для ускорения роботизации внутренних процессов вуза НИУ ВШЭ планирует обучать студентов работе на платформе PIX RPA и совместно с компанией-разработчиком проводить интерактивные мероприятия для начинающих ИТ-специалистов. В ноябре этого года пройдут День роботизации и семидневный RPA-хакатон для студентов факультетов бизнес-информатики и компьютерных наук, а также Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ. Цель хакатона — популяризация технологии RPA среди студентов и выявление внутренних процессов вуза, подлежащих автоматизации.

НИУ ВШЭ и «Первый Бит» уже несколько лет сотрудничают в области цифровизации. В 2022 году совместно с командой ИТ-интегратора университет внедрил решение для автоматизации всего цикла задач приемной комиссии, а также разработал личный кабинет абитуриента. Это решение позволило абитуриентам подавать заявление на поступление в НИУ ВШЭ и его кампусы дистанционно. В 2023 году «Первый Бит» предложил руководству вуза внедрить программную роботизацию для сокращения неэффективных рабочих операций. Для реализации проекта была выбрана отечественная платформа PIX RPA компании PIX Robotics.
«Высшая школа экономики — один из ведущих университетов России, который стабильно занимает высокие позиции в национальных рейтингах лучших учебных заведений. Для сохранения статуса лидера НИУ ВШЭ использует новые технологии для автоматизации операционной деятельности. Внедрение цифровых технологий избавит сотрудников вуза от однообразных ручных операций и позволит повысить эффективность их работы, вовлеченность и удовлетворенность. Мы видим большой потенциал в сфере роботизации процессов внутри вуза и надеемся на выстраивание долгосрочных деловых отношений с ведущими партнерами в этой области», — подчеркнул Леонид Новиков, старший директор по финансовым технологиям НИУ ВШЭ.

«В образовательной сфере существует множество рутинных задач, которые отнимают время и ресурсы преподавателей и административного персонала вуза. Опыт наших кейсов в образовательных учреждениях показывает, что внедрение роботов может стать эффективным решением этой проблемы. Мы признательны НИУ ВШЭ за оказанное доверие и надеемся, что преподаватели университета смогут сосредоточить больше усилий на исследовательской и педагогической деятельности», — отметил Самир Ильясов, руководитель отдела по развитию RPA и BI компании «Первый Бит».

«В PIX рады сотрудничать с одним из самых инновационных российских вузов и помогать студентам в освоении программной роботизации. Вышка, как и другие учебные заведения, ежедневно обрабатывает большое количество данных, а технология RPA поможет сократить трудозатраты на работу с документами и составление отчетов», — комментирует Сергей Ложкин, генеральный директор PIX Robotics.
Проекты Финдирекции НИУ ВШЭ
В Вышке запущен цифровой сервис получения зарплатных банковских карт
Оформить зарплатную карту Сбербанка и ВТБ теперь можно онлайн. Карты с дизайном Вышки выдаются бесплатно и предоставляют нашим сотрудникам дополнительные возможности.
Раньше для получения зарплатной карты нужно было написать заявление в Единой или Финансовой приемной, теперь это можно сделать через ЕЛК. Срок готовности карты — до 7 рабочих дней, банк пришлет СМС-уведомление, и карту можно будет забрать в отделении.

Ознакомиться с возможностями зарплатных карт сотрудников Вышки можно в презентации Сбербанка и банка ВТБ.

Получить пластиковую карту Сбера с вороной можно будет в офисе банка по адресу: Москва, ул. Покровка, д. 19, карту ВТБ — в офисе банка по адресу: Москва, ул. Покровка, д. 28, стр.1.
Финансы для нефинансистов
Финансовые аналитики: специальные коды для отслеживания финансовых потоков
Начальник отдела бизнес-аналитики Финансовой дирекции НИУ ВШЭ Юрий Неретин рассказывает, как работают финансовые аналитики и как с их помощью происходит управление денежными средствами.
Что такое финансовые аналитики?
Когда сотрудник университета готовит закупку, договор ГПХ, заказывает канцелярию, питание для мероприятия, обращается в типографию, необходимо указывать финансовые аналитики. Финансовые аналитики — это набор специальных кодов, который позволяет устанавливать ограничения на траты, отслеживать движение денежных средств. Как когда-то семьи раскладывали деньги по конвертам «На продукты», «На коммуналку», так и университет раскладывает расходы и доходы по финансовым аналитикам.
В Высшей школе экономики множество сотрудников взаимодействуют с финансами. Финансовые аналитики помогают поддерживать порядок в движении денежных средств. Если провести бытовую аналогию, это как заведение отдельных банковских карт для детей, чтобы выделять им деньги, и они не потратили лишнего.
Где получить финансовые аналитики для совершения операции?
Финансовые аналитики содержатся в лимитах финансирования на очередной финансовый год. Это таблица, где каждой аналитике присвоена доступная сумма расхода. Выделенным финансированием может распоряжаться руководитель центра финансовой ответственности или финансовый менеджер. Он решает, из каких денег проводить конкретные операции. Чтобы получить финансовые аналитики, необходимо обратиться в свое подразделение.
Как использовать финансовые аналитики?
Нужно указать полученные коды при заключении доходных договоров или расходовании средств, связанных с объектом управления, для которых создавалась аналитика, например, для образовательной программы. После этого можно контролировать доходы и расходы по объекту через финансовые отчеты.
Таким образом можно анализировать финансовый результат по конкретному объекту, распределять доход между исполнителями по образовательному продукту, ограничивать расходы на объект.
Кто такой лимитодержатель?
Это руководитель верхнеуровневого подразделения (декан факультета, старший директор, директор, руководитель центра и т.п.), которого ректор наделил полномочиями по управлению бюджетом своего подразделения.
Как узнать остаток средств на финансовой аналитике?
Руководителям и финансовым менеджерам в подразделениях доступен отчет о движении денежных средств в финансово-аналитической системе (ФАС), он позволяет проверить остаток на аналитике.
Из каких реквизитов состоят финансовые аналитики?
ФСС, финансовый субсчет (старое наименование БЭСТ / код договора ИС-ПРО) — код, с помощью которого идентифицируется объект управления (конкретная образовательная программа, онлайн-курс и т. п.).

Шифр подразделения, или ЦФО (центр финансовой ответственности) — код, с помощью которого определяется к какому подразделению относится объект управления.

Источник финансирования — код источника, из которого университет получает деньги на финансирование объекта управления.

СДР, статья доходов и расходов — назначение дохода, расхода согласно классификации Минфина РФ. Например, оплата труда, покупка материалов. Требуется для понимания экономической сути операции, а также формирования официальной отчетности в соответствии с Кодами операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Статья финплана — статья, с помощью которой определяется назначение расхода (академические надбавки, кадровый резерв и т. п.) согласно классификации финансового плана НИУ ВШЭ.
Внимание! Финконтроль
Оплата командировок работающим по совместительству: нормы закона и внутренние правила ВШЭ
В НИУ ВШЭ многие работники заняты по совместительству, и часто возникают вопросы, как рассчитать оплату сотруднику, занятому на нескольких работах, если он отправляется в командировку.
Закон регулирует эти вопросы. Трудовой кодекс (часть 1 статьи 167) и Положение об особенностях направления работников в служебные командировки гарантируют сохранение сотруднику среднего заработка и возмещение расходов, связанных с командировкой.

Свои рекомендации дают и федеральные органы исполнительной власти. Роструд считает, что при направлении работника в командировку по основному месту работы совместительство невозможно. В этом случае на второй работе сотруднику стоит оформить отпуск без сохранения зарплаты. По мнению Минтруда, работодателю и сотруднику, совмещающему несколько должностей, стоит урегулировать вопросы, которые возникают при направлении его в командировкаму в рамках одной из форм занятости.

Обращаем внимание, что цель командировки должна соответствовать функциям учреждения, а также программе (плану мероприятий), предусмотренной источником финансирования расходов (договором/соглашением).
Также напоминаем, что перечень расходов, которые могут быть возмещены работнику, определен Положением о служебных командировках НИУ ВШЭ.
Изменения законодательства
Центробанк РФ повысил ключевую ставку до 16% годовых
15 декабря 2023 года совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п., до 16,00% годовых.
Банк России отмечает, что текущее инфляционное давление остается высоким. Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста во втором полугодии 2023 года оказалось более значительным, чем Банк России оценивал в октябре. В отдельных сегментах кредитного рынка появились признаки замедления активности, однако общие темпы роста кредитования по-прежнему остаются высокими.

Повысились инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий. Возвращение инфляции к цели в 2024 году и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике.
Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 16 февраля 2024 года.
ФНС России разрешила не представлять уведомление об исчисленных суммах налога на имущество за 2023 год
Налоговая служба дала разъяснения об особенностях применения комментария Минфина России в отношении сверки расчетов по ЕНС (ЕНП) и завершения финансового года по налоговым обязательствам.
Напомним, министерство разъясняет вопросы представления уведомления об исчисленных суммах налога на имущество организаций за налоговый период 2023 года.

Так, как указывает ФНС России, начиная с 1 января 2024 года налоговые декларации по налогу по итогам налогового периода представляются не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а сам налог уплачивается не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поэтому налогоплательщикам не нужно представлять вышеуказанное уведомление по налогу за налоговый период 2023 года, ведь начиная со следующего года налог, в том числе за налоговый период 2023 года, уплачивается после представления налоговой декларации.
Дайджест подготовлен Финансовой службой НИУ ВШЭ.

Будем признательны за ваши комментарии и предложения по развитию сервиса.
Дополнительную информацию можно получить на странице нашего подразделения на сайте Вышки, а также в нашем телеграм-канале.

С уважением, Финансовая служба НИУ ВШЭ

Если у вас есть предложения по улучшению дайджеста или вы хотите увидеть в следующих выпусках материал на определенную тему, просьба оставлять комментарии в форме ниже.
Made on
Tilda