Весеннее обновление: свежие советы и новости от Финансовой службы НИУ ВШЭ

Финансовая служба НИУ ВШЭ занимается управлением финансами университета, упрощая и повышая эффективность процессов благодаря современной автоматизации.


В этом выпуске дайджеста вы узнаете о том, какие вызовы стоят перед финансовыми службами российских вузов и как на них отвечает НИУ ВШЭ, о том как формируются доходы и расходы Вышки и о роли автоматизации внутренних процессов, как работают командировки и что компенсирует университет, об улучшениях в области клиентского сервиса, о законодательных нововведениях в сфере финансов и много другой полезной информации.

Современные, открытые и эффективные
Продолжаем повышать безопасность ваших персональных данных
В рамках постоянных усилий по улучшению безопасности и конфиденциальности данных НИУ ВШЭ реализует новые меры для борьбы с мошенничеством, в том числе при запросах информации о зарплате и стипендиях. Для получения такой информации сотрудники и преподаватели могут обратиться в Финансовую приемную лично, с паспортом, или воспользоваться сервисом «Получение расчетного листка» в ЕЛК.
Консультирование по телефону о вопросах, касающихся конфиденциальной информации о зарплатах и стипендиях, отключено. Это существенно уменьшит вероятность неавторизованного доступа к личной финансовой информации.
Напоминаем, что приемная работает с 09:30 до 18:00. Вход с ул. Мясницкая, 20, переход в Кривоколенный пер. 3а, 4 этаж.


Интервью — проректор Шамиль Ахметов рассказал журналу «Бюджет» о трансформации финансовой службы НИУ ВШЭ
Все тонкости по возмещению командировочных расходов расскажем в инфографике.


Алексей Писарев, старший директор по финансовой работе НИУ ВШЭ, рассказал о формировании доходов и расходов университета и роли автоматизации внутренних процессов в интервью «Вышке для своих».
В соответствии с требованиями Приказа Минфина от 15 апреля 2021 г. N 61н с 01.01.2024 подлежат обязательному применению новые формы первичных учетных документов по движению нефинансовых активов.
В России стартовал новый финансовый год, а вместе с ним, возможно, появился вопрос, как лучше оформить трудовые отношения с работником: заключить договор ГПХ или трудовой договор?
В сервисе передачи документов между корпусами в качестве получателя появилась возможность выбрать Финансовую приемную.
С 1 февраля произошла индексация детских пособий и других социальных выплат. В результате они выросли на 7,4%. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин.
В рамках постоянных усилий по улучшению безопасности и конфиденциальности данных НИУ ВШЭ реализует новые меры для борьбы с мошенничеством, в том числе при запросах информации о зарплате и стипендиях.
Финансовый блок продолжает курс на развитие сервисной модели, в концепции которой каждый сервис обеспечивается поддержкой по деловым и техническим вопросам.
Мы обновили сервис по выставлению счетов и формированию закрывающих документов для контрагентов, которым университет оказал услуги.
Как рассчитывается страховой стаж? Как определяется процент от среднего заработка? Как определить расчетный период для больничного?
Интервью
«Мы совершенствуем нашу деятельность, применяя риск-ориентированный подход, анализ и оценку рентабельности, оборачиваемости и финансовой устойчивости по направлениям деятельности»
Высшая школа экономики занимает передовые позиции в реформировании финансового менеджмента, внося инновации для повышения эффективности. Проректор Шамиль Ахметов поделился деталями ключевых нововведений и улучшений в интервью журналу «Бюджет».
Читать интервью
— Шамиль Камилевич, почему власти сейчас обратили такое пристальное внимание на финансовый менеджмент в вузах?

— Сегодня российская экономика находится в процессе структурной трансформации. Образование, наука, промышленность и другие ее секторы переживают кардинальные изменения. Это в первую очередь связано с решением стратегических задач: обеспечением экономической безопасности страны и ее технологической независимости, реализацией политики сбалансированного пространственного развития. Очевидно, что без эффективного управления ресурсами сложно справиться с решением стратегических задач, которые сейчас стоят перед нашей страной.

На первый взгляд может показаться, что финансовая служба является сервисным подразделением, опосредованно влияющим на достижение целей университетов. Но это ошибочное суждение. Финансы — сквозная сфера, которая присутствует во всех направлениях работы вуза, так как без финансирования невозможна какая-либо деятельность. Современное научно-образовательное учреждение должно не просто решать государственные и общественные задачи, но и жить в логике экономической эффективности. Так что внимание, создание рейтинга качества финансового менеджмента вузов, введение в систему элементов наставничества — крайне своевременные меры.

— Какие вызовы, стоящие в связи с этим перед финансовыми службами российских вузов, вы можете выделить?

— Реализация крупных проектов технологического суверенитета обуславливает необходимость интеграции науки, образования и бизнеса для ускорения трансфера технологий. В подтверждение этому мы наблюдаем появление большого количества законодательных инициатив. Это и внедрение электронного документооборота, и изменение практики контрактации и использования целевых субсидий, внедрение элементов нулевого бюджетирования в бюджетный процесс, введение единого налогового счета и единого налогового платежа и многое другое. Для многих вузов это стало серьезным вызовом. Изменения потребовали быстрой перестройки системы учета и новых умений от финансовых работников вузов. Кроме того, для расширения ИТ-инфраструктуры, серверного оборудования и обновления программного обеспечения нужны ресурсы.

Однако повышение требований дает импульс к позитивным изменениям, так как все процессы внутри научно-образовательных учреждений должны отвечать современным вызовам. В частности, в сфере управления вузам важно повышать операционную эффективность и финансовую устойчивость, грамотно управлять ресурсами и рисками. Все это заставляет посмотреть по-иному на финансовый менеджмент внутри организаций.


Современные технологические тренды способствуют повышению эффективности управления. Развиваются такие технологии, как искусственный интеллект, большие данные (big data), которые являются базовыми для повышения качества сбора, обработки и использования данных. Их внедрение позволит сделать учреждения высшего образования более гибкими. Речь идет не только о сокращении сроков принятия важных управленческих решений, повышении клиентоориентированности, но и о создании принципиально новых подходов к разработке образовательных продуктов, например в динамично развивающейся сфере онлайн-образования.

— Как вы решали эти вопросы в Высшей школе экономики?

— Когда я возглавил финансово-экономический блок университета, у нас было большое желание повысить эффективность и качество работы подразделений. Но сначала нужно было четко определить цели, задачи и изыскать ресурсы. Для решения этих задач мы сформулировали стратегические цели финансовой службы: повышение финансовой устойчивости университета, обеспечение качественной оперативной и глубинной финансово-экономической аналитической информацией для принятия управленческих решений, повышение собственной операционной эффективности, а также развитие коммуникаций с другими подразделениями вуза. Далее, для достижения каждой цели были созданы проекты развития с конкретными сроками и показателями эффективности. Эти проекты стали основой программы трансформации финансовой службы.

Мы улучшаем свою деятельность, внедряя рискориентированный подход, анализ и оценку рентабельности, оборачиваемости и финансовой устойчивости по направлениям деятельности. Результат деятельности вуза — это уровень его капитализации, то есть насколько интенсивно удается наращивать его активы, как материальные, так и нематериальные. Многое зависит от того, как налажены бизнес-процессы внутри финансового блока, насколько оперативно и качественно предоставляется информация для принятия решений.

Не так давно правительством был анонсирован национальный проект «Экономика данных». При этом финансовая служба уже в течение нескольких лет придерживается схожих принципов, которые мы для себя сформулировали как «умное управление на основе данных». Оно позволяет повышать эффективность и получать ресурсы для инвестиций в проекты развития и социальные программы университета.

— Сколько вуз вкладывает материальных ресурсов в такую масштабную трансформацию?

— НИУ ВШЭ инвестирует в проекты развития не менее 20 процентов бюджета на очередной финансовый год. Мы один из немногих вузов в России, который благодаря использованию такого подхода имеет, в частности, возможность реализовывать широкий спектр мер поддержки студентов и сотрудников.

Мы применяем промышленный подход к организации бизнес-процессов. Все регулярные мероприятия регламентированы и увязаны между собой в рамках производственной программы. Мы внедряем сервисную модель взаимодействия с подразделениями, сотрудниками и студентами вуза, основанную на принципах открытости и клиентоориентированности. Контроль соблюдения сроков производится с использованием информационных систем.

— А что включает в себя сервисная модель?

— Начну с предыстории. По мере развития у ВШЭ появлялись новые направления в работе, усложнялась организационная структура. Количество обращений от сотрудников и студентов с каждым годом увеличивалось. В какой-то момент их число достигло такой отметки, что навигация по нашим подразделениям стала затруднительной. Так появилась идея об автоматизации и цифровизации процессов. Сначала мы создали единый каталог сервисов, которыми может воспользоваться сотрудник или студент — в едином личном кабинете появились карточки с описанием сервисов финансовой службы, где можно посмотреть инструкцию, как получить услуги и сколько времени это займет.

Следующим важным шагом стало открытие Финансовой приемной в сентябре прошлого года. Это новое пространство для очного взаимодействия, цель которого обеспечить эффективные и быстрые ответы на поступающие запросы. Квалифицированные сотрудники работают с обращениями клиентов в режиме одного окна, как это происходит в МФЦ. Финансовая приемная предоставляет комплекс услуг как для студентов и сотрудников, так и для подразделений ВШЭ. Студенты могут получить справку о стипендии или подписать обходные листы, работники университета — справку о зарплате, оформить выплаты, пособия по социальному страхованию, авансовые отчеты по командировкам. Для подразделений доступны такие сервисы, как сдача первичных документов на бумаге, получение первичных документов, платежных поручений, оформление передачи материальных активов, прием служебных записок.

Этапы оказания сервисов фиксируются в информационных системах, производится оценка соответствия SLA, а также собирается обратная связь от клиентов. Таким образом, сервисы развиваются постоянно. После запуска Финансовой приемной взаимодействие с работниками и студентами стало более прозрачным и комфортным, что в свою очередь позволило повысить эффективность работы не только финансового блока, но и всех, кто в своей деятельности сталкивается с финансами.

— Какие еще интересные проекты реализует ваша финансовая служба?

— Если брать крупные направления, то одно из наиболее интересных — это создание аналитической системы дашбордов. При взаимодействии с руководителями факультетов и крупных подразделений, а также их заместителями, отвечающими за финансы, выяснилось, что у них есть запрос на контроль текущих лимитов денежных средств и прогнозы по их использованию до конца года. Раньше планирование производилось в программе Excel, а данные из финансово-аналитической системы были достаточно сложными в интерпретации. Хватает ли денег на текущие расходы, будут ли выполнены конкретные KPI, успевают ли подразделения сделать нужные закупки. Поэтому мы предложили собрать эти данные в единые дашборды. Первая версия уже сейчас проходит апробацию в наших подразделениях.
Также мы занимаемся разработкой аналогичного решения для управления всем университетом. У руководящего состава ВШЭ также есть свои KPI и требования к выполненной работе. Мы выделили ключевые из них, по которым сейчас осуществляется разработка. Визуализация текущего состояния процессов позволит существенно повысить их управляемость и эффективность работы.

Еще одно важное направление работы — это создание системы управления задачами и поручениями. Не все задачи, которые решаются нашими сотрудниками, есть в системе электронного документооборота. Помимо официальной переписки, есть бумажные протоколы, задачи, которые ставятся в электронной почте, есть устные поручения, поручения, которые получаются в мессенджерах. На данный момент тяжело контролировать сроки и качество их исполнения, так же как и в целом определить общую нагрузку на сотрудника. Какие-то задачи работника находят отражение в СЭД, но когда начинаешь разбираться, можно ли ему поручить еще что-то, то оказывается, что он занят выполнением большого количества других задач, но только они не отображаются в системе. Наша задача была — понять, что делает каждый сотрудник.

Также мы ведем автоматизацию процессов с использованием роботов. Это программы, которые имитируют деятельность людей, позволяя решать целый ряд типовых задач. Например, если работник регулярно открывает электронные папки, запускает программы, открывает одну таблицу и копирует, а в другую вставляет данные или распечатывает из почты документ, то все эти типовые операции можно автоматизировать. Это средство малой цифровизации. Робот может заходить как сотрудник в СЭД и доставать нужные данные, попутно решая другие задачи. Например, это распознавание рукописного и печатного текстов с использованием искусственного интеллекта.

В бухгалтерии большое количество первичных финансовых документов: акты, счета, счета-фактуры и так далее. Все документы требуют тщательной проверки — например, чтобы договор и акт были идентичны. Сейчас бухгалтеры все это делают вручную. Наряду с введением электронного документооборота с контрагентами можно сделать так, чтобы всю эту рутинную работу взял на себя робот и переносил данные в нашу систему.

У нас есть и направление создания чат-ботов. На сайте финансовой службы этот сервис предназначен для студентов и сотрудников НИУ ВШЭ. Он позволяет получать мгновенные ответы на вопросы финансового характера. Чат-бот подскажет, в частности, где посмотреть сформированный расчетный листок и методику расчета НДФЛ, есть ли свободные ставки в подразделении, как получить справки о стипендиях и зарплатах. Пока что он может ответить на ограниченное количество вопросов, но со временем его база знаний будет расширяться. Очень важно, что наш чат-бот обучаемый, каждый подобранный им ответ на запрос облегчит процесс поиска в дальнейшем. То есть наша система учится на запросах и каждый следующий раз подбирает ответы точнее.

Реализуемые нами проекты уже в настоящее время дают плоды в виде повышения эффективности деятельности на локальных участках, а в дальнейшем позволят открыть новые перспективы развития всего вуза.

Часто приходится слышать о нехватке опытных финансистов в вузах. По каким критериям формировалась команда финансового блока ВШЭ?

— Сначала необходимо разобраться с понятиями. Я бы уточнил: для нас важнее квалифицированные финансисты. Опыт очень важен в работе финансовой службы, но в современности финансист должен, имея наработанный опыт, владеть необходимыми навыками, инструментариями, а руководители финансовых подразделений обязаны понимать современную повестку в сфере образования и науки. Таким образом, квалификация имеет не меньшую важность, чем опыт.

Я уже говорил, что технологии позволяют более качественно работать с данными. Что это означает с точки зрения формирования команды финансовой службы? Финансист, как член большой команды, должен быть экспертом в своей узкой области. Крайне неэффективно иметь сотрудников, которые занимаются простой рутинной работой. Такие операции должны быть оцифрованы и автоматизированы. Специалист финансовой сферы должен заниматься высококвалифицированной работой, связанной с созданием методологий, интерпретацией данных, принятием сложных решений. Для этого современному финансисту нужны «жесткие навыки». Это знания и умения работы в различных пакетах программ обработки данных, программирование, использование возможностей нейросетей и искусственного интеллекта в своей работе.

Однако наличие только таких навыков недостаточно. Все-таки успех работы отдельно взятого специалиста или подразделения в целом зависит от умения взаимодействовать с коллегами и внешними партнерами. Развитый эмоциональный интеллект, широкий кругозор, грамотная речь, умение доносить свои мысли и идеи до других сотрудников — все это формирует софт скиллс человека.

Специалисты в области финансов, обладающие опытом и необходимыми навыками, очень ценятся на рынке труда, и сегодня, к сожалению, я вынужден констатировать дефицит таких сотрудников. Для привлечения лучших кадров вузу необходимо не только обеспечение конкурентной заработной платы, но и предложение интересных задач, которые позволят им еще более повышать профессиональный и карьерный уровень. ВШЭ — один из крупнейших вузов страны, это дает нам некоторое преимущество, однако не является основным критерием принятия решения о выборе работы. Мы разработали программу трансформации финансовой службы с большим количеством перспективных проектов и творческих задач, и вот это уже действительно дало свои плоды.

Формирование сильной команды я считаю одним из наших главных текущих достижений. Нам удалось собрать специалистов с разносторонними компетенциями, которые способны обеспечить эффективное функционирование университетской системы и оптимизировать финансовые процессы.

Также мы используем передовые эффективные методики, создаваемые в рамках научно-исследовательской работы, привлекаем к работе талантливых студентов и выпускников НИУ ВШЭ. 53 процента аспирантов, окончивших обучение в 2022–2023 годах — а это более 260 человек, — предпочли продолжить профессиональную деятельность в стенах родного университета на позициях менеджеров, экспертов, научных сотрудников и преподавателей. Мы организовали систему регулярной оценки уровня компетенций и повышения квалификации сотрудников. Некоторые выпускники НИУ ВШЭ занимают в финансовой службе руководящие должности, например это наш начальник отдела бизнес-аналитики, начальник отдела экономики образовательной деятельности и другие.

— Есть ли у вас планы по оказанию помощи другим вузам в плане развития финансового менеджмента?

— Я считаю очень важным вопрос развития финансовых компетенций всей отрасли образования и формирования профессионального сообщества по данному направлению. Сейчас мы рассматриваем форматы, которые позволят передавать наши знания максимально эффективно. На базе одного из центров Института образования НИУ ВШЭ мы инициировали разработку программ дополнительного профессионального образования, в рамках которых будут повышать свою квалификацию сотрудники финансовых служб различных научно-образовательных учреждений. Также в качестве инструмента передачи знаний мы рассматриваем создание экспертных площадок. Это могут быть как регулярные мероприятия, например конференции и форумы, так и создание ассоциации.

Мы считаем, что это наша социальная ответственность — делиться с коллегами наработанным опытом и повышать уровень квалификации финансистов в сфере образования, частично решая вопрос дефицита кадров в этой сфере.
Инфографика
Командировочные в 2024 году: какие расходы возмещаются сотрудникам ВШЭ
Интервью
«Высшая школа экономики — это очень большой и сложный организм с особенной системой управления, аналогов которой просто не существует в России»
Как формируются доходы и расходы университета, для чего нужна автоматизация внутренних процессов в работе — обо всем этом в интервью «Вышке для своих» рассказал старший директор по финансовой работе НИУ ВШЭ Алексей Писарев.
Читать интервью
— Расскажите, пожалуйста, о себе: как долго вы работаете в Вышке, чем занимались ранее, какие основные рабочие задачи стоят перед вами?

— Я стал финансовым директором НИУ ВШЭ 1 июля 2022 года и работаю в университете уже более полутора лет. За плечами у меня 26 лет управленческого опыта в области экономики и финансов. Я работал в разных структурах: в бизнесе, в государственном и муниципальном управлении, в том числе и в управлении в образовательных учреждениях. Был проректором по экономике и финансам в одном из федеральных вузов России, РГСУ, в течение двух лет.
Высшая школа экономики — это очень большой и сложный организм с особенной системой управления, аналогов которой просто не существует в России. Структура НИУ ВШЭ похожа на холдинг, в ней работает множество подразделений со своими бюджетами. И эти подразделения могут распоряжаться деньгами по определенным правилам. Финансовая дирекция эти правила устанавливает и следит, чтобы они не нарушались. Также мы обеспечиваем коллег необходимой аналитикой, которая позволяет принимать правильные решения для дальнейшего развития Вышки.

Одна из основных задач, которая стоит сегодня перед командой Финансовой дирекции, — осуществить переход к управленческому учету, который позволит руководителям любого уровня самостоятельно управлять имеющимся бюджетом и быть в курсе текущего финансового состояния. Это принципиально новый уровень управления для государственного вуза. Мы стремимся создать комфортную среду как для отдельных подразделений, так и для университета в целом с учетом всех законодательных и локальных требований внутри университета.

Также мы с командой должны обеспечить финансовую устойчивость Вышки и создать для всех подразделений необходимые инструменты, которые позволят университету развиваться.
Одним из таких инструментов является внедрение цифровых технологий, которые позволят автоматизировать внутренние процессы работы вуза и окончательно уйти от рутинных операций.

— Какие изменения в рамках модернизации финансового-экономического блока Вышки произошли, какие инициировали лично вы?

— Я не люблю говорить лично про себя, все, что тут происходит, — это по большей части плод коллективного труда. В 2022 году в Финдирекции обновилась команда. К нам пришли работать сотрудники с большим опытом финансово-экономической работы из крупных федеральных учреждений и других вузов. Нам с новой командой нужно было выстроить партнерские отношения с подразделениями ВШЭ всех уровней. Мы провели огромное количество рабочих встреч с коллегами из разных блоков, поделились своими знаниями, экспертизой, договорились о сотрудничестве. В результате наша совместная работа стала проходить значительно быстрее и эффективнее.

С 1 января 2023 года в Вышке была запущена единая финансовая аналитическая система. Теперь сотрудникам подразделений больше не нужно обращаться в финансовую службу с вопросами о финансовом состоянии подразделения. Расчет происходит автоматизированно практически в онлайн-режиме. Руководители подразделений могут видеть свои лимиты и фактические расходы, на каких условиях они могут премировать или стимулировать сотрудников, осуществлять финансовое планирование. За все время, что работает эта программа, в Финансовой дирекции значительно сократилось количество обращений. Сотрудники могут просто зайти в эту программу и оперативно получить необходимую информацию. Конечно, мы и дальше будем ее совершенствовать, но уже сейчас она показывает отличные результаты. Это целиком и полностью вышкинская разработка по заказу Финансовой дирекции. В планах на ближайшее время — повышение автоматизации процессов с применением чат-ботов и искусственного интеллекта.

— Как формируются доходы и расходы университета? На чем зарабатывает Вышка? Какие статьи расходов наиболее приоритетны?

— Основных источников дохода три. Первый — это средства, которые Вышка зарабатывает на платном высшем и дополнительном образовании. Второй — это бюджетные средства на выполнение государственного задания по образованию и науке. Третий — это средства от грантов и пожертвований, получаемых Вышкой на реализацию разного рода образовательных и научных проектов. У вуза очень много партнеров, которые помогают нам, выделяя гранты и пожертвования. Это Сбербанк, ВТБ, «Яндекс» и многие другие. Финансы, которые вкладывают компании-партнеры в развитие нашего вуза, имеют целевую направленность. Средства тратятся на развитие того или иного факультета, на создание новых образовательных программ. В перспективе это позволяет повышать качество образования и готовить квалифицированные кадры, востребованные рынком. Это так называемая социальная ответственность крупного бизнеса перед обществом.

Что касается расходов, здесь все гораздо проще. Более 70% средств уходит на оплату труда сотрудников. Если мы хотим продолжать быть ведущим вузом России, мы обязаны предоставить нашим преподавателям и научным сотрудникам хорошие финансовые условия за результат их работы. И это принципиальная позиция университета. Далее — это расходы Вышки на обеспечение деятельности по содержанию инфраструктуры университета, включая расходы не только на здания и сооружения, но и на все необходимые составляющие сегодняшнего времени (IT-структура, охрана и безопасность, работа бэк-офиса и др.). Остальные расходы — это то, что тратится на разного рода активности. Это олимпиады, конкурсы, поддержка студентов, компенсация проживания, программы по поддержанию в нормативном состоянии общежитий, система скидок, «Социальный лифт» и многое другое. На все это необходимы значительные средства, и наша задача сводится к тому, чтобы оптимизировать расходы и распределить их так, чтобы это принесло наибольший положительный эффект.

— За счет чего удается оптимизировать операционные расходы университета? Расскажите, пожалуйста, подробнее.

— Я бы не назвал это оптимизацией в привычном смысле слова. За год работы мы с коллегами предоставили большой объем аналитики руководителям подразделений. Это позволило дать им возможность принимать структурные решения об оптимизации расходов, чтобы выполнить все поставленные задачи. Я сейчас говорю не о сокращениях штата. Я имею в виду, что руководители подразделений смогли получать от нас вовремя качественные цифры с нашей оценкой того, стоит ли это подразделение таких денег и достигает ли оно тех результатов, которые перед ним поставлены. А может, оно стоит в три раза дороже, но и результаты должны быть другие? Все это привело к качественным управленческим изменениям. В дальнейшем, чтобы снизить издержки, мы хотим перевести в цифру 30–50% процессов, которые происходят сейчас внутри университета. Тогда снижение издержек будет колоссальным, и Вышка сможет развиваться еще большими темпами.

— Как в условиях внешних вызовов вам удалось повысить финансовую устойчивость университета?

— Несмотря на сложившуюся ситуацию в стране и мире, мы смогли грамотно распределить расходы университета и показали хорошие результаты в 2023 году. Когда мы готовили финансовый план на 2023 год, основной посыл, который поддержали и ректор, и Ученый совет, был такой: нужно сохранить финансовую стабильность и устойчивость. Под этими терминами следует понимать финансовую независимость вуза в условиях допустимого риска, возможность приспособиться к быстро меняющимся внешним условиям. И мы этого достигли: наша команда совместно с коллегами из всех подразделений Вышки смогла увеличить доходную часть и оптимизировать расходную, причем не в ущерб финансовым показателям по заработной плате, а просто выстроив эффективные решения в структуре вуза. Благодаря этому мы вошли в 2024 год достаточно уверенно и спокойно.

— Как вы проводите свободное время? Есть ли у вас хобби, увлечения?

— Свободное от работы время — это желаемое, но не действительное. Его немного! Но то, которое есть, — это в первую очередь, конечно же, семья. Дальше в той или иной степени продолжаю заниматься спортом, который всегда любил и люблю. Из мужских хобби это рыбалка на хищника практически в любое время года. И очень люблю по возможности поиграть в бильярд, но только в русский. Всегда стараюсь читать или слушать аудиокниги при первой же возможности. Это жизненная необходимость. Вот уже три года я влюблен в Карелию: мы ездим туда с семьей на 10–12 дней. В ближайшем будущем хочу поехать на Алтай. Говорят, там еще красивее.

Интервьюер: Брегадзе Ксения Владимировна.


Стоит запомнить
Новые формы документов для материально ответственных лиц
В соответствии с требованиями Приказа Минфина от 15 апреля 2021 г. N 61н с 01.01.2024 подлежат обязательному применению новые формы первичных учетных документов по движению нефинансовых активов.

С 1 января 2024 года изменены следующие формы:

  • Акт о списании материальных запасов;
  • Акт о списании бланков строгой отчетности;
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов;
  • Требование-накладная.

Актуальные формы первичных документов можно найти
здесь.

Большая просьба: при оформлении перемещений и списаний нефинансовых активов применять актуальные формы первичных документов.

Если вы предоставите в Управление бухгалтерского учета и отчетности НИУ ВШЭ некорректные формы первичных документов, документы будут вам возращены.
Что выбрать?
Договор ГПХ или трудовой договор?
России стартовал новый финансовый год, а вместе с ним, возможно, появился вопрос, как лучше оформить трудовые отношения с работником: заключить договор ГПХ или трудовой договор?

Трудовой договор — соглашение, согласно которому работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать зарплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Договор ГПХ — это договор возмездного оказания услуг на выполнение конкретной работы с определенным результатом и сроком. Как правило он носит разовый характер.

Договоры ГПХ можно переквалифицировать в трудовые договоры:

  • Когда предмет договора ГПХ — сам процесс выполнения работ или услуг, а не достижение конкретных результатов;
  • Когда выполненные работы или услуги не оформляются/не фиксируются (либо они имеют формальный характер — без подробного отражения реально оказанных услуг или выполненных работ);
  • Когда заказчик фактически создает/оборудует для привлеченных лиц рабочие места на своей территории;
  • Когда взаимоотношения с привлеченными лицами по договорам ГПХ имеют длительный характер, а также отсутствуют объективные причины, препятствующие трудоустройству;
  • Когда привлечение лиц по ГПХ носит массовый и/или регулярный характер;
  • Когда привлеченные лица прямо или косвенно подчиняются режиму работы, графику работы, правилам внутреннего трудового распорядка заказчика;
  • Когда порядок выплаты вознаграждений схож с порядком выплаты заработной платы (ежемесячная периодичность/регулярность выплат).

Указанное выше может повлечь штраф до 100 000 руб. Более того, если исполнитель договора ГПХ является «Самозанятым» и в текущий момент или в течение последних двух лет был в трудовых отношениях с Заказчиком, организация обязана будет дополнительно начислить НДФЛ, страховые взносы, пени, и штраф в 20% от неуплаченных сумм.

Проекты НИУ ВШЭ

В Вышке упрощена передача документов в Финансовую приемную
В сервисе передачи документов между корпусами в качестве получателя появилась возможность выбрать Финансовую приемную. Ранее с помощью данного сервиса документы передавались только конкретному работнику.

Теперь документы в Финансовую приемную можно будет передать не только на Кривоколенном переулке, д. 3А, а также из другого корпуса, используя сервис Управления делами «Передать документы в другой корпус НИУ ВШЭ».

Сдать авансовый отчет, передать счета, акты и товарные накладные на оплату, подать заявление, передать требования-накладную можно, оформив заявку в ЕЛК. Документы передаются в Единую приёмную в запечатанном конверте. Мы гарантируем конфиденциальность передаваемых документов.

В настоящее время сервис для передачи документов в Финансовую приёмную доступен в следующих корпусах: Покровский бульвар, Шаболовка, Старая Басманная, Малая Ордынка, Космонавта Волкова. Финансовую приемную документы передаются в корпус на Мясницкой. Документы доставят в Финансовую приемную в соответствии с графиком.

Обновление сервиса Управления делами по передаче документов между корпусами реализовано с участием сотрудников финансового и цифрового блоков.

Изменения законодательства

Индексация детских пособий: финансовые новации 2024 года
С 1 февраля произошла индексация детских пособий и других социальных выплат. В результате они выросли на 7,4%. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

Индексацию проводят раз в год – для того, чтобы компенсировать влияние инфляции на социальные выплаты. Пособия увеличились, в частности, для семей с детьми, инвалидов, пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, чернобыльцев, героев России.

Для семей с детьми единовременное пособие при рождении ребёнка увеличится до 24,6 тыс. рублей. Размер материнского капитала на первого ребенка вырос с 586,9 тыс. до 630,4 тыс. рублей, а на второго и последующих детей (если не получали на первого ребёнка) – с 775,6 тыс. до почти 834 тыс. рублей. Семье, которая потратила лишь часть средств материнского капитала, индексируют его остаток.

Проекты Финдирекции НИУ ВШЭ

Управление бухгалтерского учета и отчетности запустило электронные консультации по сервисам
Финансовый блок продолжает курс на развитие сервисной модели, в концепции которой каждый сервис обеспечивается поддержкой по деловым и техническим вопросам. Теперь у сервисов финансовой дирекции в ЕЛК появилась кнопка «Поддержка и консультация» — она поможет получить содержательную поддержку по всем возникающим вопросам.
Проекты Финдирекции НИУ ВШЭ
Продолжаем делать наши сервисы удобнее. Встречайте обновленный сервис «Выставление счетов и счетов-фактур».
Мы обновили сервис по выставлению счетов и формированию закрывающих документов для контрагентов, которым университет оказал услуги. Эти обновления упрощают процесс и повышают удобство клиентов фин.блока: изменили процесс заказа документов, отслеживания их готовности и способов получения.
Как было

До внесения изменений процесс заказа необходимых документов для подтверждения оказанных услуг и получения оплаты был довольно запутанным. Пользователям приходилось выяснять, куда именно им необходимо обратиться за документами, при этом выбор был не из легких: три или четыре разных электронных адреса плюс специализированная Google-форма. Отсутствовала система уведомлений о готовности документов, из-за чего можно было прийти в финансовую приемную и узнать, что документы еще не готовы.

Как стало

Обновленный процесс предполагает ряд улучшений, которые значительно облегчают жизнь пользователям:

  • Единая форма заказа документов: теперь всегда понятно, куда обращаться за нужными документами, что исключает путаницу и упрощает процесс заказа.
  • Отслеживание статуса готовности в заявке: информация о готовности документов теперь отображается непосредственно в заявке, доступ к которой осуществляется через личный кабинет пользователя (ЕЛК).
  • Уведомления по электронной почте: пользователи получают информацию о готовности документов вместе с приглашением к их получению на электронную почту, что позволяет избежать лишних походов в приемную.
  • Разнообразие способов получения: финансовая приемная на Мясницкой, единая приемная на Покровском бульваре и электронная копия по почте.

Что будет дальше

В дальнейшем планируется еще больше автоматизировать процесс формирования документов. В частности, предполагается, что документы будут формироваться напрямую из учетных систем университета, таких как СЭД, hse.reg и других, на основании данных из договора. Это избавит пользователей от необходимости заполнять многочисленные поля в заявках, поскольку все необходимые данные будут подтягиваться автоматически. Обсуждается вопрос о том, чтобы подразделения самостоятельно могли формировать и подписывать счета. Эти изменения направлены на дальнейшее ускорение процедур и повышение эффективности работы с документами в НИУ ВШЭ.

Финансы для нефинансистов

Рассказываем про особенности оплаты больничного
Стажем для больничного является страховой стаж. В него включены все периоды работы, службы или иной деятельности, подлежащей страхованию. Сюда относятся работа (услуги) по трудовому и гражданско-правовому договору (ГПХ учитывается в страховой стаж с 01.01.2023), государственная гражданская (муниципальная) служба, военная и другие виды служб, а также трудовая деятельность на территории иностранного государства, гражданином которого было застрахованное лицо до получения гражданства РФ.
Трудовой стаж подтверждается трудовой книжкой или выпиской из ее электронной версии. Для подтверждения трудового стажа по ГПХ необходим договор с подрядчиком, сведения индивидуального учета (ЕФС-1) и документ от страхователя, подтверждающий выплаты и вознаграждения.


Как рассчитывается страховой стаж?
Страховой стаж определяется из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). Каждые 30 дней переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. Количество дней меньше 30 отбрасывается. Получившиеся в сумме годы и месяцы — это и есть страховой стаж.
Страховой стаж рассчитывается на день наступления временной нетрудоспособности, то есть до дня открытия больничного листа, не включая в него первый день нетрудоспособности. В итоге проведенных расчетов получается страховой стаж, исходя из которого начисляется пособие.



Как определяется процент от среднего заработка?

Размер больничного зависит от стажа и причины нетрудоспособности, но у него есть потолок. В 2023 году максимум за день - 4 039,73 руб. Для производственных травм предела нет.

1. Если человек работает и заболевает и его страховой стаж составил:
• 8 и более лет — в размере 100% среднего заработка;
• от 5 до 8 лет — в размере 80% среднего заработка;
• менее 5 лет — в размере 60% среднего заработка;
• страховой стаж менее 6 месяцев — за полный календарный месяц не более МРОТ.

2. Человек уволился из организации, собственное заболевание или травма наступили не позднее 30 календарных дней с даты увольнения:
• любой страховой стаж — 60% среднего заработка.

3. Больничный по уходу за ребенком рассчитает и выплатит СФР.
Если пособие в расчете за полный календарный месяц получилось меньше МРОТ, то его исчисляют исходя из МРОТ.

Как определить расчетный период для больничного?


Расчетный период — это временной промежуток, за который следует посчитать заработок сотрудника.

Расчетный период при выплате больничного — два календарных года, которые предшествуют году начала болезни или иного страхового случая. Но бывают исключения. Например, нахождение в декретном или «детском» отпуске. В этом случае календарный год, на который попал тот или иной отпуск, можно заменить.

Дайджест подготовлен Финансовой службой НИУ ВШЭ.

Будем признательны за ваши комментарии и предложения по развитию сервиса.
Дополнительную информацию можно получить на странице нашего подразделения на сайте Вышки, а также в нашем телеграм-канале.

С уважением, Финансовая служба НИУ ВШЭ

Если у вас есть предложения по улучшению дайджеста или вы хотите увидеть в следующих выпусках материал на определенную тему, просьба оставлять комментарии в форме ниже.
Made on
Tilda